Акции Теслы падают. Следует ли покупать на падении или бежать к холмам?

Тесла (TSLA) всегда олицетворяла мечты, разжигаемые амбициозным видением её основателя, Илона Маска. Но всё имеет свои пределы, и, как показывает практика, этот предел, кажется, настиг приближающееся однообразие действительности. После разочаровывающего отчета о доходах за второй квартал, когда многообещающие слова о роботах и такси-роботах обернулись пустыми, зловеще встает моральный вопрос: поверят ли в эти идеалы даже самые безумные мечтатели?

☕️

Читаем отчёты, пьём кофе, ждём дивиденды. Если тебе надоел хайп и ты ищешь скучную, но стабильную гавань — добро пожаловать.

Присоединиться к клубу

Маск, безусловно, не оставил камня на камне от бренда «Тесла» в последние шесть месяцев. Его финансирование кампании президента Трампа и нелепое руководство Департаментом государственной эффективности (DOGE) вызвало недовольство добрых душ с либеральными взглядами. Он вступил в публичный конфликт с теми, чью поддержку он сам же обеспечил, отказываясь от идентичности и симпатий, обрекая тем самым Теслу на череду неоправданных ожиданий и разочарований.

Результаты второго квартала ясно озвучили этот кризис. Тарифы на импорт стали ещё одним камнем на шею, готовящему для компании нищету. А в будущем, возможно, настанет совершенно новая эпоха ограничений, если срок действия налоговых льгот для электромобилей в США закончится в конце третьего квартала 2025 года.

Loading widget...

Основной бизнес автомобилей терпит бедствие

На протяжении второго квартала дважды подряд «Тесла» претерпела существенные потери в своей основной автомобильной сфере. Потеря 13% в первом квартале была не более чем предвестником свершившегося исхода: снижение таких же 13% во втором квартале. Поставки моделей 3 и Y сократились на 12%, а другие модели продемонстрировали полный провал в 52%.

Автодокументы компании обрушились на 16%, составив $16,7 миллиарда за квартал. Чреватая фальшью прибыль от регулирующих кредитов, теоретически чистая маржа, упала более чем вдвое до $429 миллионов, нанося удар по прибыли.

Да и что может быть хуже? Скоро многие из этих кредитов исчезнут, оставив лишь уныние: как бы ни звучал «Великолепный закон Трампа», он уничтожит текущий федеральный налоговый кредит в $7500. Маск, не желая выглядеть самым наивным из наивных, неоднократно упоминал о «нескольких трудных кварталах», которые войдут в его эпопею.

В целом, выручка «Теслы» упала на 12%, составив $22,5 миллиарда. Прибыль от генерации и хранения энергии упала на 7% до $2,8 миллиарда, тогда как сервисная выручка возросла на 17% до почти $3,1 миллиарда. Отчет по скорректированной прибыли на акцию упал на 23% до $0,40, тогда как EBITDA, согласно пересмотру, снижалась на 7% до $3,4 миллиарда.

Поток наличности от операционной деятельности, словно шепот ветра, стал ощущаться: упав на 30% до $2,5 миллиарда, свободный денежный поток обвалился на 89% до жалких $146 миллионов.

Новые громкие обещания

Итак, перед лицом столь горьких реальностей, нет ничего удивительного в том, что Маск и его бравые соратники вновь обратились к великим обещаниям автономного вождения и робототехники. Он самонадеянно заявляет, что Тесла расширит своё автономное такси на половину населения США к концу этого года, если, конечно, бюрократия даст свою лепту.

Однако, допускай на мгновение, что всё это осуществимо, остаётся вопрос: а где же автомобили? В настоящее время тестируется лишь ограниченная зона в Остине, штат Техас, с водителями для безопасности, что звучит как бесполезное упражнение в надеждах, без значительных резерваций.

Но давайте поумничаем: если все эти разработки окажутся действительно успешными, то компании потребуется сотни тысяч автомобилей уровня 4 (вместо уровня 2), а также сервисные и очистные центры и инфраструктура для зарядки, чтобы уместить такой флот. Но, увы, где же все это? Никаких ранее задействованных механизмов не видно даже в мечтах.

Тем временем Маск, как истинный артист, продолжает восхвалять своего робота Оптимуса, величая его величайшим творением всех времён. Он говорит о «изысканном» дизайне, но реальность коварна: история не знает примеров, где мечты о человекоподобном роботе воплотились в жизнь, в то время как наш мир по-прежнему полон специализированных фиксированных роботов.

Стоит ли инвесторам покупать на падении?

Даже после столь стремительного падения акций, Тесла наркотически высока: соотношение цены к прибыли (P/E) в будущих оценках превышает 170x. В то же время её более рентабельные конкуренты, такие как Форд, Дженерал Моторс и Стеллантис, обычно имеют коэффициенты ниже 10. И в условиях таких неумолимых реалий, следует ли нам надеяться на иллюзии и дерзновенные мечты?

Скорбим ли мы о несбывшихся обещаниях «Теслы», или обречены на то, чтобы покинуть этот корабль? Большая часть её капитализации, похоже, основана на амбициях, которые, по всей видимости, не сбудутся. Учитывая предыдущие ошибки компании, это не ставит перед нами вопрос о вложении средств.

Кто-то скажет, что дело не в деньгах, а в страсти и вдохновении, но как немо об этом говорить в свете столь горькой правды? 🤔

Смотрите также

2025-07-28 12:44