Рассуждая как человек: новая система предсказывает возможности объектов

Автор: Денис Аветисян


Исследователи представили A4-Agent — систему, способную без предварительного обучения определять, какие действия возможны с окружающими предметами, используя современные модели искусственного интеллекта.

🐢

Ищешь ракеты? Это не к нам. У нас тут скучный, медленный, но надёжный, как швейцарские часы, фундаментальный анализ.

Бесплатный Телеграм канал
Агент A4 демонстрирует устойчивое понимание возможностей объектов в различных, непредсказуемых ситуациях, последовательно выделяя релевантные области на основе сложных инструкций, что указывает на его способность к адаптивному взаимодействию с окружающим миром.
Агент A4 демонстрирует устойчивое понимание возможностей объектов в различных, непредсказуемых ситуациях, последовательно выделяя релевантные области на основе сложных инструкций, что указывает на его способность к адаптивному взаимодействию с окружающим миром.

A4-Agent — это агентский фреймворк, разделяющий процессы рассуждений и привязки к реальности для повышения точности предсказания аффордансов и демонстрирующий впечатляющие возможности обобщения и работы в условиях нулевого обучения.

Несмотря на успехи в области воплощенного ИИ, предсказание аффордансов, определяющее возможности взаимодействия с объектами, часто страдает от недостаточной обобщающей способности и зависимости от размеченных данных. В данной работе представлена система A4-Agent: An Agentic Framework for Zero-Shot Affordance Reasoning, представляющая собой агентский фреймворк, не требующий обучения, и разделяющий процесс предсказания аффордансов на последовательность этапов: визуализацию, рассуждение и локализацию. Используя сильные стороны предварительно обученных моделей без дополнительной настройки, предложенный подход значительно превосходит существующие методы и демонстрирует высокую обобщающую способность в реальных условиях. Возможно ли дальнейшее расширение возможностей агентских систем для решения более сложных задач взаимодействия с окружающим миром?


Шепот объектов: Распознавание возможностей взаимодействия

Для эффективного взаимодействия с окружающим миром роботам необходимо умение распознавать аффордансы объектов — то есть, возможности их использования. Аффорданс — это не просто физическая характеристика предмета, а его потенциал для выполнения определенных действий с точки зрения воспринимающего агента. Например, стул может «предлагать» возможность сидения, а дверная ручка — возможность открытия. Понимание аффордансов позволяет роботу не просто идентифицировать объект, но и предвидеть, как с ним можно взаимодействовать, что критически важно для выполнения сложных задач в реальных условиях. Развитие способности к распознаванию аффордансов является ключевым шагом к созданию действительно автономных и полезных роботов, способных к гибкому и адаптивному поведению.

Традиционные методы определения возможностей использования объектов, основанные на анализе естественного языка, часто оказываются недостаточно точными. Это связано с тем, что существующие системы испытывают трудности в понимании контекста и точной локализации объектов на изображении. Например, фраза «поставь книгу на стол» требует не только распознавания объектов «книга» и «стол», но и понимания их относительного положения в пространстве, а также предполагаемого способа взаимодействия — как именно «поставить», учитывая форму и устойчивость объектов. Неспособность к точному контекстуальному анализу и пространственной привязке приводит к ошибкам в предсказании аффордансов — то есть, к неверному определению того, как объект может быть использован в данной ситуации.

Для эффективного предсказания аффордансов, то есть возможностей использования объектов, необходима система, сочетающая в себе способность к высокоуровневому рассуждению о намерениях действий и точную привязку к визуальному пространству. Данная система должна не просто идентифицировать объект, но и понимать, что с ним предполагается сделать, основываясь на контексте и инструкции. При этом, недостаточно абстрактного понимания; критически важна точная локализация ключевых элементов объекта в изображении, позволяющая определить, где именно можно выполнить задуманное действие. Такой подход позволяет преодолеть ограничения традиционных методов, которые часто терпят неудачу из-за неспособности связать абстрактные инструкции с конкретными визуальными характеристиками, что в итоге обеспечивает более надежное и эффективное взаимодействие робота с окружающим миром.

На датасете ReasonAff разработанный метод демонстрирует наиболее точное и последовательное предсказание необходимых компонентов, превосходя даже Affordance-R1, обученную специально для этой задачи.
На датасете ReasonAff разработанный метод демонстрирует наиболее точное и последовательное предсказание необходимых компонентов, превосходя даже Affordance-R1, обученную специально для этой задачи.

A4-Agent: Разделение разума и реальности

Архитектура A4-Agent отличается разделением функциональности на два независимых модуля: модуль рассуждений («Thinker») и модуль привязки к реальности («Spotter»). Такая декомпозиция позволяет оптимизировать каждый модуль независимо, что способствует повышению общей производительности системы. «Thinker» отвечает за интерпретацию инструкций на естественном языке и генерацию текстовых описаний объектов, с которыми необходимо взаимодействовать. «Spotter», в свою очередь, использует модели компьютерного зрения для точного определения местоположения этих объектов в визуальном пространстве, используя ограничивающие рамки и ключевые точки в качестве исходных данных. Разделение задач и независимая оптимизация компонентов являются ключевыми особенностями, обеспечивающими эффективность A4-Agent.

Компонент ‘Thinker’ в архитектуре A4-Agent использует Визуально-Языковые Модели (VLM) для обработки инструкций на естественном языке. Основная функция ‘Thinker’ заключается в интерпретации этих инструкций и генерации текстовых описаний объектов или частей изображения, с которыми необходимо взаимодействовать. Эти описания служат основой для последующей локализации и манипулирования объектами, обеспечивая семантическое понимание задачи и выделение релевантных элементов для дальнейшей обработки. В результате, VLM позволяют агенту преобразовывать высокоуровневые инструкции в конкретные, описательные данные, необходимые для выполнения действий в визуальном пространстве.

Компонент ‘Spotter’ использует базовые модели компьютерного зрения (Vision Foundation Models) для точной локализации объектов в визуальном пространстве. Первоначальными ориентирами для определения местоположения служат ограничивающие рамки (bounding boxes) и ключевые точки. Это позволяет системе эффективно идентифицировать и позиционировать целевые объекты на изображении, обеспечивая необходимую точность для последующих действий. Использование ограничивающих рамок предоставляет общее очертание объекта, а ключевые точки — более детальную информацию о его структуре и расположении, что повышает надежность определения местоположения.

Архитектура A4-Agent основана на последовательном разделении предсказания доступных действий на три этапа: моделирование взаимодействия (Dreamer), логический анализ изображений (Thinker) и точное определение целевого объекта с помощью сегментации (Spotter).
Архитектура A4-Agent основана на последовательном разделении предсказания доступных действий на три этапа: моделирование взаимодействия (Dreamer), логический анализ изображений (Thinker) и точное определение целевого объекта с помощью сегментации (Spotter).

Усиление устойчивости с помощью генерации визуальных сценариев

Для повышения устойчивости к вариациям реальных сред, агент A4-Agent использует компонент ‘Dreamer’, предназначенный для генерации разнообразных визуальных сценариев, отображающих потенциальные взаимодействия. Dreamer создает синтетические данные, моделируя различные условия освещения, углы обзора и конфигурации объектов. Эти сгенерированные сценарии дополняют основной набор обучающих данных, позволяя агенту эффективно адаптироваться к непредсказуемым изменениям в окружающей среде и повышая его способность к обобщению, что критически важно для надежной работы в динамичных условиях.

Компонент ‘Dreamer’ в A4-Agent использует генеративные модели для создания синтетических данных, которые расширяют обучающую выборку. Этот подход позволяет системе эффективно обобщать полученные знания и адаптироваться к ранее не встречавшимся условиям. Генерация синтетических данных осуществляется путем обучения моделей воспроизведению и вариации реальных сцен, что позволяет создавать разнообразные визуальные сценарии для тренировки. Расширение обучающей выборки синтетическими данными способствует повышению устойчивости и надежности системы в различных условиях эксплуатации, улучшая ее способность к предсказанию доступных действий и взаимодействию с окружающей средой.

Обучение модели A4-Agent на комбинации реальных и синтетических данных позволило достичь передовых результатов в задаче предсказания доступных действий (affordance prediction). На датасете ReasonAff система продемонстрировала показатель gIoU в 71.83, что на 4.42 пункта превосходит результат, полученный моделью Affordance-R1. Такой подход к обучению повышает надежность системы в идентификации областей, с которыми возможно взаимодействие, и обеспечивает ее способность к обобщению в различных условиях.

В то время как модели визуального восприятия демонстрируют высокую точность в локализации объектов, они уступают языковым моделям в способности к рассуждениям, и хотя некоторые работы направлены на улучшение локализации в языковых моделях, обе группы моделей показывают неудовлетворительные результаты в обеих областях.
В то время как модели визуального восприятия демонстрируют высокую точность в локализации объектов, они уступают языковым моделям в способности к рассуждениям, и хотя некоторые работы направлены на улучшение локализации в языковых моделях, обе группы моделей показывают неудовлетворительные результаты в обеих областях.

Влияние на воплощенный ИИ и за его пределами

Успех A4-Agent наглядно демонстрирует преимущества разъединенных архитектур при решении сложных задач воплощенного искусственного интеллекта. В отличие от традиционных систем, где восприятие и действие тесно связаны, данная архитектура позволяет разделить эти процессы, обеспечивая большую гибкость и устойчивость к изменениям в окружающей среде. Такой подход позволяет роботу адаптироваться к новым ситуациям и выполнять задачи, даже если условия существенно отличаются от тех, на которых он обучался. Разделение процессов позволяет оптимизировать каждый модуль независимо, что приводит к повышению общей эффективности и надежности системы. Подобная архитектура открывает новые возможности для создания более адаптивных и устойчивых роботизированных систем, способных функционировать в динамичных и непредсказуемых условиях, что является ключевым шагом на пути к созданию действительно интеллектуальных роботов.

Способность системы соотносить абстрактные инструкции с визуальной реальностью имеет решающее значение для эффективного взаимодействия человека и робота. Вместо того, чтобы требовать от оператора детальных указаний о координатах или конкретных действиях, робот, использующий подобный подход, способен интерпретировать общие команды, такие как «поставь книгу на стол», и самостоятельно выполнять их, ориентируясь в окружающей обстановке. Это открывает возможности для создания интуитивно понятных интерфейсов, где взаимодействие происходит на языке естественных команд, а не сложных технических параметров. Подобная способность к «заземлению» языка в визуальном мире значительно упрощает процесс обучения робота и повышает его адаптивность к различным ситуациям, делая его более полезным и удобным помощником в повседневной жизни и в профессиональной деятельности.

Результаты, демонстрирующие показатель gIoU в 86.23 на UMD, что на 15.53% превосходит существующие аналоги, и 63.9 на RAGNet-3DOI, значительно опережая все предыдущие решения, подтверждают универсальность A4-Agent. Данная архитектура предоставляет общий фреймворк для решения широкого спектра задач, требующих одновременного высокоуровневого рассуждения и точной локализации объектов в визуальном пространстве. Это означает, что принципы, реализованные в A4-Agent, могут быть успешно применены не только к манипулированию объектами, но и к другим областям, где необходимо понимать инструкции и точно выполнять действия в реальном мире, открывая новые перспективы для развития интеллектуальных систем и робототехники.

Наша zero-shot методика превосходит существующие подходы, включая AffordanceVLM, в точном определении и локализации релевантных областей на наборе данных RAGNet благодаря эффективному анализу инструкций.
Наша zero-shot методика превосходит существующие подходы, включая AffordanceVLM, в точном определении и локализации релевантных областей на наборе данных RAGNet благодаря эффективному анализу инструкций.

Исследование демонстрирует, что A4-Agent, отделяя процесс рассуждений от процесса привязки к реальности, достигает превосходных результатов в предсказании доступных действий. Эта архитектура, использующая мощь предварительно обученных моделей, позволяет агенту действовать в условиях полной неопределенности, демонстрируя впечатляющую способность к обобщению. Как однажды заметил Джеффри Хинтон: «Данные — это не цифры, а шёпот хаоса». И действительно, A4-Agent не пытается покорить этот хаос, а скорее, уговаривает его, извлекая полезные знания из неопределенности и применяя их в новых ситуациях. Эта способность к воображению и адаптации, лежащая в основе A4-Agent, позволяет преодолеть ограничения традиционных подходов к предсказанию доступных действий.

Что дальше?

Представленный подход, безусловно, демонстрирует притягательность избавления от необходимости обучения — всегда болезненного процесса, напоминающего попытку приручить кошку, играющую с клубком данных. Однако, стоит помнить: отсутствие обучения — это не отсутствие компромиссов. Модели, оперирующие исключительно на основе фундаментальных представлений, неизбежно будут склонны к галлюцинациям, к изобретению «аффордансов», которых в реальности нет. Данные — это не истина, а компромисс между багом и Excel, и даже самые мощные фундаментные модели не застрахованы от этой участи.

Перспективы лежат, вероятно, в более тонком балансе между «воображением» и «заземлением». Иллюзии полезны, но только до тех пор, пока они не вступают в противоречие с физическим миром. Следующим шагом видится разработка механизмов самокоррекции, позволяющих агенту, подобно опытному алхимику, отделять «золото» от «свинца» в потоке предсказаний. Всё, что не нормализовано, всё ещё дышит, и необходимо научить системы понимать, когда их «фантазии» становятся опасными.

В конечном счёте, задача предсказания аффордансов — это не просто техническая проблема, но и философский вызов. Что вообще значит «понимать», что можно сделать с объектом? Я доверяю только тем, кто умеет лгать последовательно, и буду внимательно следить за тем, как эти системы научатся не только предсказывать, но и «обманывать» нас правдоподобно.


Оригинал статьи: https://arxiv.org/pdf/2512.14442.pdf

Связаться с автором: https://www.linkedin.com/in/avetisyan/

Смотрите также:

2025-12-18 04:30