Голограммы будущего: новый датасет для машинного обучения

Автор: Денис Аветисян


Исследователи представили обширный набор данных KOREATECH-CGH, призванный ускорить разработку высококачественных трехмерных дисплеев и приложений, основанных на компьютерной генерации голограмм.

☕️

Читаем отчёты, пьём кофе, ждём дивиденды. Если тебе надоел хайп и ты ищешь скучную, но стабильную гавань — добро пожаловать.

Бесплатный Телеграм канал
Восстановленные голограммы, полученные различными методами, демонстрируют возможность фокусировки изображения как на ближнем, так и на дальнем плане, что указывает на гибкость предложенных алгоритмов реконструкции.
Восстановленные голограммы, полученные различными методами, демонстрируют возможность фокусировки изображения как на ближнем, так и на дальнем плане, что указывает на гибкость предложенных алгоритмов реконструкции.

Представлен публично доступный датасет KOREATECH-CGH для машинного обучения в области компьютерной генерации голограмм с большим диапазоном глубины.

Несмотря на значительный прогресс в машинном обучении для компьютерной голографии, разработка высококачественных трехмерных дисплеев с широким диапазоном глубины остается сложной задачей из-за ограниченности доступных обучающих данных. В данной работе, посвященной созданию набора данных для машинного обучения в компьютерной голографии (‘A Large-Depth-Range Layer-Based Hologram Dataset for Machine Learning-Based 3D Computer-Generated Holography’) представлен KOREATECH-CGH — публично доступный набор из 6000 пар RGB-D изображений и соответствующих голограмм с разрешением до 2048×2048 и расширенным диапазоном глубины. Предложенный набор данных, наряду с техникой амплитуционной проекции для улучшения качества голограмм, позволяет добиться повышения точности реконструкции и открывает новые возможности для обучения и оценки перспективных систем машинного обучения в компьютерной голографии. Каковы перспективы применения KOREATECH-CGH для создания реалистичных и интерактивных трехмерных дисплеев будущего?


За гранью пикселей: Поиск реалистичного 3D

Традиционное трехмерное моделирование, несмотря на свою зрелость, зачастую требует значительных временных затрат и не всегда способно обеспечить достаточный уровень фотореализма. Этот фактор серьезно ограничивает возможности широкого применения 3D-технологий в перспективных областях, таких как дополненная и виртуальная реальность (AR/VR), где визуальная достоверность играет ключевую роль. Сложность точного воссоздания деталей, текстур и освещения в цифровом пространстве вынуждает специалистов тратить недели или даже месяцы на создание сложных моделей. В результате, несмотря на растущий спрос на реалистичные 3D-изображения, существующие методы моделирования не всегда способны удовлетворить потребности современных приложений, требующих быстрого и качественного создания визуального контента.

Создание убедительных голографических дисплеев сталкивается с серьезными ограничениями, связанными как с вычислительной мощностью, так и с технологиями рендеринга. Для формирования трехмерного изображения, воспринимаемого как настоящий объект, требуется обработать огромные объемы данных в реальном времени, что предъявляет экстремальные требования к производительности процессоров и графических ускорителей. Более того, традиционные методы рендеринга часто не способны достоверно воспроизвести сложные световые эффекты, такие как дифракция и интерференция, необходимые для создания реалистичной голограммы. Современные исследования направлены на разработку новых алгоритмов рендеринга, основанных на волновой оптике и физически корректном моделировании света, а также на использование специализированных аппаратных решений, таких как фотонные процессоры, для ускорения вычислений и повышения качества отображаемого изображения. Преодоление этих технических сложностей является ключевым шагом к созданию голографических дисплеев, способных полностью изменить способы взаимодействия человека с цифровым контентом.

Стремление к мгновенному и достоверному воссозданию трехмерных изображений становится мощным двигателем для развития как методов вычислительной съемки, так и технологий отображения. Потребность в реконструкции объектов в реальном времени с высокой степенью детализации стимулирует разработку новых алгоритмов обработки данных, позволяющих извлекать точную трехмерную информацию из двухмерных изображений. Это, в свою очередь, требует создания более совершенных сенсоров и систем обработки сигналов, а также инновационных дисплеев, способных реалистично отображать сложные трехмерные сцены. Исследования в этой области охватывают широкий спектр направлений, включая разработку новых типов камер, алгоритмов машинного обучения для анализа изображений и методов рендеринга, обеспечивающих высокую скорость и фотореалистичность. В результате этих усилий появляется возможность создания иммерсивных виртуальных и дополненных реальностей, а также продвинутых систем визуализации для различных областей, от медицины до промышленности.

Оптические реконструкции голограмм, полученных различными методами, демонстрируют возможность фокусировки как на ближнем, так и на дальнем плане.
Оптические реконструкции голограмм, полученных различными методами, демонстрируют возможность фокусировки как на ближнем, так и на дальнем плане.

Машинное обучение: Новый взгляд на голографию

Машинное обучение предоставляет эффективный способ обхода традиционных узких мест при генерации компьютерных голограмм. Традиционные методы требуют значительных вычислительных ресурсов для моделирования распространения света и интерференции, что ограничивает разрешение и скорость генерации голограмм в реальном времени. Применение моделей машинного обучения позволяет напрямую отображать входные данные (например, RGB-D изображения) в сложные голографические волновые фронты, минуя сложные физические расчеты. Этот подход значительно сокращает время рендеринга и позволяет создавать голограммы с более высоким разрешением и детализацией, открывая новые возможности для приложений в области дисплеев, хранения данных и микроскопии.

Архитектуры нейронных сетей, такие как U-Net и Swin-Unet, позволяют напрямую отображать входные данные, например, RGB-D изображения, в комплексные голографические волновые фронты. Этот подход обходит традиционные вычислительные ограничения, связанные с алгоритмами генерации голограмм. В отличие от методов, требующих промежуточных вычислений и моделирования распространения света, эти сети обучаются непосредственно устанавливать соответствие между трехмерной информацией (RGB-D) и соответствующей голограммой. Такая прямая аппроксимация позволяет значительно ускорить процесс генерации голограмм и открывает возможности для создания динамических голографических дисплеев в реальном времени.

Для обучения алгоритмов, основанных на машинном обучении в области компьютерной голографии, критически важен новый набор данных KOREATECH-CGH. Он содержит 6000 пар данных, включающих RGB-D информацию об объекте и соответствующую комплексную голограмму, с разрешением до 2048×2048 пикселей. Такой объем и разрешение позволяют эффективно тренировать модели, такие как U-Net и Swin-Unet, для прямого отображения входных данных в сложные волновые фронты голограмм, обходя традиционные вычислительные ограничения рендеринга.

Модели машинного обучения для генерации компьютерных голограмм (TensorHolography, U-Net и Swin-Unet) позволяют реконструировать фокальные плоскости в диапазоне от -1.2 мм (передний фокус) до -13 мм (задний фокус) по входному RGB-D изображению, формируя голограмму размером <span class="katex-eq" data-katex-display="false">512 \times 512</span>.
Модели машинного обучения для генерации компьютерных голограмм (TensorHolography, U-Net и Swin-Unet) позволяют реконструировать фокальные плоскости в диапазоне от -1.2 мм (передний фокус) до -13 мм (задний фокус) по входному RGB-D изображению, формируя голограмму размером 512 \times 512.

Ускорение голографической реконструкции: Аппаратные решения

Генерация голограмм требует значительных вычислительных ресурсов, поскольку процесс включает в себя моделирование интерференционной картины световых волн для каждого пикселя отображаемого изображения. Сложность вычислений растет экспоненциально с увеличением разрешения голограммы и размера сцены, что создает серьезные ограничения для традиционных центральных процессоров (CPU). Вычисление каждой точки голограммы требует решения сложных дифракционных интегралов, таких как метод углового спектра или распространение Френеля, которые характеризуются высокой вычислительной нагрузкой. Для достижения приемлемой частоты кадров и интерактивности необходимы специализированные аппаратные решения, способные выполнять эти операции параллельно и эффективно.

Для обеспечения рендеринга голограмм в реальном времени требуется специализированное аппаратное ускорение, поскольку вычислительная сложность алгоритмов построения голограмм чрезвычайно высока. Графические процессоры (GPU) обеспечивают параллельные вычисления, необходимые для обработки больших объемов данных, в то время как программируемые логические интегральные схемы (FPGA) позволяют реализовать специализированные алгоритмы с высокой эффективностью. Специализированные интегральные схемы (ASIC) предлагают максимальную производительность и энергоэффективность, будучи оптимизированными непосредственно под конкретные задачи формирования голограмм. Использование данных архитектур позволяет существенно снизить время рендеринга и добиться интерактивности при визуализации голографических изображений.

Методы Angular Spectrum и Fresnel Propagation оптимизированы для аппаратного ускорения, что позволяет эффективно моделировать волновые фронты. Алгоритм Angular Spectrum, основанный на преобразовании Фурье, обеспечивает точное вычисление дифракции света и требует значительных вычислительных ресурсов, которые эффективно используются при реализации на графических процессорах (GPU) или специализированных интегральных схемах (ASIC). Метод Fresnel Propagation, основанный на интеграле Френеля, представляет собой приближение для вычисления дифракции на больших расстояниях и также может быть значительно ускорен аппаратными средствами. Оптимизация включает в себя параллелизацию вычислений, использование специализированных библиотек и эффективное управление памятью для минимизации задержек и достижения высокой частоты кадров при реконструкции голограмм. \frac{1}{j\lambda z} e^{\frac{jk}{2z}r^2} — пример одного из компонентов, используемых в этих вычислениях, где λ — длина волны, z — расстояние, а k — волновое число.

Различные методы генерации комплексных голограмм демонстрируют различные карты амплитуд, определяющие качество восстановленного изображения.
Различные методы генерации комплексных голограмм демонстрируют различные карты амплитуд, определяющие качество восстановленного изображения.

Совершенствование голографической точности и валидация

Метод построения голограмм на основе слоев, дополненный методом амплитудной проекции (Amplitude Projection) и алгоритмом AP-LBM, обеспечивает структурированный подход к генерации высококачественных голограмм. Суть метода заключается в разделении трехмерного объекта на последовательность слоев, для каждого из которых рассчитывается интерференционная картина, учитывающая амплитуду и фазу света. Алгоритм AP-LBM оптимизирует процесс расчета этих интерференционных картин, повышая точность реконструкции и снижая вычислительные затраты. Использование амплитудной проекции позволяет более эффективно управлять распределением энергии в голограмме, что способствует повышению контрастности и яркости реконструируемого изображения.

Методы фазовой оптимизации используются для дальнейшей детализации реконструируемого изображения, направленные на минимизацию артефактов и повышение четкости. Эти техники корректируют фазу световых волн, проходящих через голограмму, для улучшения интерференционной картины и, следовательно, точности воспроизведения трехмерного объекта. Эффективная фазовая оптимизация позволяет снизить искажения, такие как ореолы и размытость, а также улучшить контрастность и яркость реконструируемого изображения, что критически важно для достижения реалистичного визуального восприятия.

Оценка качества генерируемых голограмм проводится с использованием количественных метрик, таких как PSNR (27.01) и SSIM (0.87), что позволяет объективно оценить степень соответствия реконструктированного изображения исходному. Достигнутый диапазон глубины, в котором обеспечивается высокая точность — 20.334 мм. В дополнение к этим метрикам, применяется метод проецирования фокального изображения (Focal Image Projection) для визуальной и количественной проверки реалистичности и точности реконструируемого голографического изображения.

Сравнение методов SM-LBM, ADV-LBM и AP-LBM показывает, что все они способны генерировать голограммы, соответствующие целевому изображению, проецируя фокальные изображения (FIP).
Сравнение методов SM-LBM, ADV-LBM и AP-LBM показывает, что все они способны генерировать голограммы, соответствующие целевому изображению, проецируя фокальные изображения (FIP).

Взгляд в будущее: Голографические дисплеи за пределами экрана

Перспективные голографические дисплеи, способные отображать изображения в реальном времени с высокой точностью, открывают новые горизонты для иммерсивных технологий дополненной и виртуальной реальности. Эти разработки обещают радикально изменить способы взаимодействия с информацией и развлечениями, позволяя пользователям ощутить полное присутствие в цифровом пространстве. В сфере образования подобные дисплеи могут обеспечить интерактивные трехмерные модели, значительно улучшая понимание сложных концепций. В области коммуникаций голографические изображения позволят проводить более реалистичные и захватывающие видеоконференции, стирая границы между физическим и виртуальным мирами, а также обеспечивая новые возможности для телеприсутствия и совместной работы.

Современные достижения в области 3D-визуализации обусловлены синергией передовых алгоритмов, аппаратного ускорения и методов машинного обучения. Разработка новых алгоритмов позволяет создавать более реалистичные и сложные трехмерные изображения, в то время как аппаратное ускорение, используя возможности современных графических процессоров, значительно повышает скорость их обработки и рендеринга. Особенно важную роль играет применение методов машинного обучения, которые позволяют алгоритмам самостоятельно оптимизироваться и адаптироваться к различным условиям, улучшая качество изображения и уменьшая вычислительную нагрузку. Такой подход открывает возможности для создания интерактивных и иммерсивных визуальных опытов, выходящих за рамки традиционных 2D-дисплеев и способствующих развитию таких областей, как виртуальная и дополненная реальность, медицинская визуализация и научные исследования.

Разработанный KOREATECH-CGH набор данных значительно расширяет возможности воссоздания голографических изображений за счет увеличенного диапазона глубины — до 80 миллиметров. Это существенный шаг вперед по сравнению с предыдущим стандартом, MIT-CGH-4K, который ограничивался всего 6 миллиметрами. Увеличенный диапазон глубины позволяет создавать более реалистичные и объемные голограммы, приближая визуальный опыт к восприятию реальных объектов. Такое расширение открывает новые перспективы для применения голографических технологий в различных областях, включая виртуальную и дополненную реальность, медицинскую визуализацию и интерактивные дисплеи, где требуется точное и детализированное воссоздание трехмерного пространства.

Конфигурация KOREATECH-CGH включает в себя RGB- и карты глубины, полученные с помощью OptiX, а также амплитуду и фазу голограммы, сгенерированной методом AP-LBM.
Конфигурация KOREATECH-CGH включает в себя RGB- и карты глубины, полученные с помощью OptiX, а также амплитуду и фазу голограммы, сгенерированной методом AP-LBM.

Исследователи, представившие KOREATECH-CGH, стремятся обуздать хаос, заключённый в данных, создавая обширный набор для машинного обучения в области компьютерной голографии. Это напоминает попытку алхимика выделить квинтэссенцию из груды ингредиентов. Как говорил Дэвид Марр: “Модели — это заклинания, которые работают до первого продакшена.” Этот датасет, охватывающий широкий диапазон глубин и разрешений, — попытка создать достаточно мощное “заклинание”, способное генерировать реалистичные трёхмерные изображения. Однако, даже самый тщательно подготовленный набор данных не гарантирует успеха — ведь, как известно, всё, что не нормализовано, всё ещё дышит, а данные всегда склонны к компромиссам между багом и Excel.

Что дальше?

Представленный набор данных, как и любая попытка обуздать свет, лишь подсвечивает глубину нерешённых вопросов. Заманчиво полагать, что увеличение объёма данных автоматически приближает к иллюзии трёхмерности, но это всего лишь удобное самообман. По сути, KOREATECH-CGH — это не столько ключ к созданию идеального голографического дисплея, сколько приглашение к более глубокому пониманию того, что вообще означает «восприятие» для алгоритма.

Следующим шагом видится не столько улучшение точности реконструкции, сколько развитие методов, способных справляться с неотъемлемым шумом реальности. Ведь данные всегда правы — пока не попадут в прод. Попытки создать «идеальный» набор данных обречены на провал, ведь хаос всегда найдёт способ просочиться сквозь любые фильтры. Более перспективным представляется создание алгоритмов, способных не просто восстанавливать изображение, а угадывать его, опираясь на неполные и противоречивые данные.

В конечном итоге, успех в области компьютерной голографии, вероятно, будет определяться не мощностью вычислительных ресурсов или размером набора данных, а способностью алгоритмов к поэтической интерпретации несовершенства. Данные — это не цифры, а шёпот хаоса. И задача исследователя — не заглушить этот шёпот, а научиться его слушать.


Оригинал статьи: https://arxiv.org/pdf/2512.21040.pdf

Связаться с автором: https://www.linkedin.com/in/avetisyan/

Смотрите также:

2025-12-27 20:50