Автор: Денис Аветисян
Новое исследование предлагает метод прогнозирования ходов в шахматах, основанный на анализе игрового поведения и разделении игроков по уровням мастерства.
Читаем отчёты, пьём кофе, ждём дивиденды. Если тебе надоел хайп и ты ищешь скучную, но стабильную гавань — добро пожаловать.
Бесплатный Телеграм канал
В статье представлен фреймворк для предсказания ходов в шахматах, использующий n-граммные языковые модели, специфичные для различных уровней игры, что позволяет повысить точность предсказаний за счет анализа типичных паттернов поведения игроков.
Несмотря на кажущуюся простоту правил, предсказание ходов в шахматах, совершаемых человеком, остаётся сложной задачей, игнорирующей вариативность игры на разных уровнях мастерства. В работе ‘Predicting Human Chess Moves: An AI Assisted Analysis of Chess Games Using Skill-group Specific n-gram Language Models’ предложен новый подход к анализу шахматных партий, рассматривающий предсказание ходов как задачу поведенческого анализа. Разработанная система, использующая n-граммные языковые модели, позволяет с высокой точностью моделировать стили игры различных групп игроков — от новичков до экспертов. Сможет ли подобный подход расширить наше понимание когнитивных процессов, лежащих в основе принятия решений в стратегических играх, и открыть новые возможности для создания интеллектуальных шахматных помощников?
Шахматы как язык: За пределами оптимальной игры
Традиционные шахматные программы, такие как Stockfish и AlphaZero, сосредоточены на вычислении оптимальных ходов, стремясь к математически наилучшему результату в каждой позиции. Однако, подобный подход игнорирует тот факт, что человеческие партии обладают внутренней предсказуемостью. Игроки, в отличие от алгоритмов, подвержены когнитивным искажениям, придерживаются определённых стилей игры и часто повторяют типичные шаблоны. Это означает, что, даже несмотря на огромное количество возможных ходов, выбор человека в конкретной ситуации не является полностью случайным. Анализ миллионов партий показывает, что определённые последовательности ходов встречаются значительно чаще других, что указывает на существование скрытых закономерностей в поведении игроков. Пренебрежение этими закономерностями ограничивает возможности существующих шахматных движков в понимании и моделировании человеческой игры.
Вместо традиционного подхода к шахматам как к задаче поиска оптимального хода, предлагается рассматривать игру как своего рода язык. В этой модели каждый ход представляется как «токен», а вся партия — как последовательность этих токенов, формирующая «предложение». Такой взгляд позволяет применить методы, успешно используемые в обработке естественного языка, для анализа и прогнозирования ходов. Вместо перебора вариантов, система фокусируется на выявлении закономерностей в последовательностях ходов, аналогично тому, как лингвистические модели предсказывают следующее слово в предложении. Этот подход открывает новые возможности для понимания шахматной игры и поведения игроков, позволяя моделировать не только оптимальную стратегию, но и типичные паттерны, свойственные различным уровням мастерства.
Переосмысление шахмат как лингвистической задачи открывает возможности применения статистического моделирования языка, традиционно используемого для анализа и предсказания последовательностей слов в естественных языках. Вместо поиска оптимального хода, шахматная партия рассматривается как последовательность «слов» — ходов, а анализ больших корпусов партий позволяет выявить вероятности перехода от одного хода к другому. Подобно тому, как языковые модели предсказывают следующее слово в предложении, так и в шахматах можно прогнозировать наиболее вероятный ход, основываясь на предшествующей последовательности. Этот подход позволяет не только предсказывать ходы, но и понимать закономерности в игре различных игроков, отражая их стиль и стратегические предпочтения, и тем самым, открывая новые пути для исследования шахматной игры и разработки интеллектуальных систем.
Исследование последовательностей ходов в шахматах позволяет выявить тонкости поведения игроков различного уровня мастерства. Анализ не ограничивается поиском оптимальных решений, а фокусируется на статистических закономерностях, характерных для конкретного игрока или группы игроков. Подобный подход позволяет выявить стилистические особенности, предрасположенность к определенным дебютам или тактическим приемам, а также типичные ошибки, что открывает возможности для более точного моделирования и прогнозирования действий противника. По сути, шахматная партия рассматривается как своего рода «текст», где каждый ход является «словом», а вся партия — последовательностью этих «слов», отражающей стратегическое мышление и индивидуальный стиль игрока. Это позволяет применять методы, успешно используемые в обработке естественного языка, для анализа и предсказания шахматных партий, даже если они отклоняются от строго оптимальной игры.

Моделирование последовательностей ходов с помощью N-граммных языковых моделей
В рамках нашей системы для моделирования последовательностей ходов в шахматах используются N-граммные языковые модели. Эти модели оценивают вероятность конкретного хода, основываясь на предшествующей последовательности ходов, рассматривая последние $N-1$ ходов как контекст для предсказания следующего. Вероятность хода $x_i$ при заданном контексте $x_{i-N+1}…x_{i-1}$ рассчитывается на основе частоты встречаемости данной последовательности ходов в обучающем корпусе. Чем выше частота последовательности, тем выше вероятность предсказанного хода. Данный подход позволяет количественно оценить правдоподобие каждого хода в зависимости от игровой ситуации.
Для эффективной тренировки N-граммовых языковых моделей в нашей системе используется инструментарий KenLM. Этот набор инструментов обеспечивает высокую скорость обучения и позволяет оперативно создавать и тестировать различные модели. KenLM оптимизирован для работы с большими объемами данных и предоставляет возможности параллельного вычисления, что существенно сокращает время, необходимое для построения языковой модели. Использование KenLM позволяет исследователям и разработчикам быстро итерировать различные конфигурации моделей, такие как порядок N-граммы и методы сглаживания, для достижения оптимальной производительности.
Для обучения моделей N-грамм используется обширный набор данных шахматных партий, полученный с платформы Lichess. Этот набор содержит миллионы партий, представленных в стандартном формате PGN (Portable Game Notation). Формат PGN обеспечивает структурированное описание каждой партии, включая информацию об игроках, начальную позицию, и последовательность ходов. Объем и разнообразие данных, полученных из Lichess, позволяют моделям эффективно изучать вероятности различных последовательностей ходов и обеспечивают высокую точность прогнозирования в процессе обучения и оценки.
Для оценки эффективности разработанных N-граммовых языковых моделей используется метрика Perplexity. Perplexity, рассчитываемая как $2^{-H(X)}$, где $H(X)$ — средняя длина кода для последовательности ходов $X$, количественно оценивает способность модели предсказывать следующий ход в последовательности. Более низкое значение Perplexity указывает на более высокую точность предсказаний и, следовательно, на более эффективную модель. Perplexity измеряется на отдельном тестовом наборе данных, не использовавшемся при обучении модели, для обеспечения объективной оценки ее обобщающей способности.

Учёт неопределённости: От предсказания лучшего хода к Top-3
В рамках расширения существующей системы прогнозирования ходов, реализован метод Top-3 Move Prediction, предусматривающий рассмотрение трех наиболее вероятных ходов на каждом шаге игры. В отличие от предсказания только одного наиболее вероятного хода (Top-1), Top-3 Move Prediction учитывает диапазон разумных опций, доступных игроку, и отражает вероятностную природу принятия решений. Каждый ход, или полуход, рассматривается как дискретное событие, для которого вычисляется вероятность каждого из трех рассматриваемых вариантов. Этот подход позволяет более точно моделировать поведение игрока, принимая во внимание возможность выбора неоптимальных, но вероятных действий.
В отличие от предсказания одного наиболее вероятного хода (Top-1), подход Top-3 учитывает диапазон возможных действий игрока, повышая устойчивость модели к неопределенности, свойственной человеческой игре. Человеческие игроки не всегда выбирают оптимальные ходы; они могут допускать ошибки или выбирать подходы, основанные на неполной информации или субъективных предпочтениях. Учитывая три наиболее вероятных хода, модель становится менее чувствительной к единичным отклонениям от идеальной стратегии и лучше отражает реальное разнообразие игровых ситуаций, что позволяет повысить точность предсказаний даже при неоптимальном поведении игрока.
В рамках разработанной вероятностной модели каждый ход, или полуход, рассматривается как дискретное событие. Это означает, что каждое возможное действие игрока в определенной позиции учитывается как отдельный, независимый исход с определенной вероятностью. Вероятность каждого полухода оценивается на основе анализа игровой ситуации и статистических данных, позволяя системе учитывать не только наиболее вероятный ход, но и альтернативные варианты. Такой подход позволяет более точно моделировать поведение игрока и повышает надежность предсказаний.
В ходе экспериментов продемонстрировано, что предсказание Top-3, учитывающее три наиболее вероятных хода, стабильно превосходит подход Top-1, предсказывающий только одно наиболее вероятное действие. В частности, точность предсказания Top-3 на 39.1% выше по сравнению с базовым уровнем (benchmark), что свидетельствует о значительном улучшении способности модели учитывать вариативность и неоптимальные решения, характерные для игры людей. Данный результат подтверждает эффективность расширения предсказательной модели до рассмотрения нескольких наиболее вероятных вариантов развития событий.

Адаптация к мастерству: Селектор моделей для уровня игрока
Представлен модуль “Выбор модели”, автоматически классифицирующий игровые партии по уровню мастерства игрока. В основе работы лежит концепция минимальной общей “неожиданности” — Surprisal, которая оценивает, насколько предсказуемы ходы игрока для конкретной модели. Чем ниже суммарное значение Surprisal, тем лучше модель соответствует стилю игры данного уровня. Этот подход позволяет системе динамически выбирать наиболее подходящую модель для прогнозирования, что существенно повышает точность и релевантность предсказаний в зависимости от опыта и стратегии игрока. Использование Surprisal в качестве ключевого индикатора обеспечивает эффективный способ количественной оценки соответствия между моделью и игроком.
Адаптация предсказаний к индивидуальным особенностям игроков является ключевым аспектом повышения точности и значимости результатов. Исследование демонстрирует, что, учитывая специфические характеристики различных групп игроков — например, уровень их мастерства — можно существенно улучшить качество прогнозов. Вместо использования универсальной модели, система настраивает свои предсказания в соответствии с наблюдаемым стилем игры и стратегиями конкретного игрока. Такой подход позволяет более эффективно интерпретировать игровые ситуации и генерировать более релевантные рекомендации или прогнозы, что особенно важно в динамичных и сложных областях, таких как шахматы. В результате, система не просто предсказывает наиболее вероятный ход, а учитывает контекст и особенности поведения конкретного игрока, обеспечивая более точные и осмысленные результаты.
Исследование показало, что модуль отбора моделей демонстрирует точность в 31.7% при классификации уровня мастерства игрока, основываясь на информации из первых 16 ходов партии. Интересно отметить, что по мере увеличения объема анализируемой информации, точность классификации снижалась до 26.8%. Данный феномен указывает на то, что начальные этапы игры содержат наиболее информативные сигналы для определения уровня игрока, в то время как последующие ходы могут включать больше случайных вариаций или сложных тактических решений, затрудняющих точную оценку.
Предложенный подход к адаптации моделей выходит за рамки шахматной игры, представляя собой универсальную основу для настройки языковых моделей в различных областях и для разных групп пользователей. Суть заключается в автоматической классификации входных данных — будь то шахматные позиции или тексты из других доменов — на основе оценки “удивления” или непредсказуемости. Этот принцип позволяет системе динамически выбирать наиболее подходящую модель для конкретного пользователя или задачи, значительно повышая точность и релевантность предсказаний. В перспективе, данная методика может быть применена в задачах обработки естественного языка, анализа медицинских данных, прогнозирования финансовых рынков и многих других областях, где требуется адаптация к специфическим характеристикам данных и потребностям пользователей.

Исследование, представленное в статье, демонстрирует, что предсказание ходов в шахматах возможно не через поиск оптимальных решений, а посредством анализа поведенческих паттернов игроков разного уровня мастерства. Это напоминает подход, который ценил Г.Х. Харди: «Математика — это наука о том, что можно доказать». Подобно тому, как математическое доказательство опирается на логическую последовательность, предсказание ходов в шахматах, основанное на n-gram моделях, выявляет вероятностные закономерности в действиях игроков. Акцент на моделировании навыков игроков позволяет создать более точную и эффективную систему предсказания, поскольку она учитывает не идеальные ходы, а реальное поведение, что соответствует принципу целостного подхода к пониманию сложных систем.
Что дальше?
Представленная работа, безусловно, демонстрирует потенциал моделирования человеческого поведения в шахматах посредством n-граммных моделей, адаптированных к уровню мастерства. Однако, не стоит забывать старую истину: любая система ломается по границам ответственности. В данном случае, граница ответственности — это упрощение человеческой мысли до вероятностных шаблонов. Предсказание хода — это лишь верхушка айсберга; истинное понимание кроется в мотивации, ошибках, нерациональных решениях, которые, как правило, остаются за рамками статистического анализа. Успех модели в предсказании типичных ходов не означает понимания игрока.
В дальнейшем, необходимо сместить фокус с повышения точности предсказания на выявление аномалий. Именно отклонения от ожидаемого поведения, а не его воспроизведение, могут дать ценную информацию о стратегии игрока, его психологическом состоянии и даже намерениях. Необходимо учитывать контекст, историю игры, а также невербальные сигналы, если таковые доступны. Простое увеличение порядка n-граммы, вероятно, не решит проблему; требуется интеграция с более сложными моделями, учитывающими когнитивные ограничения человека.
Перспективным направлением представляется разработка гибридных систем, сочетающих статистические модели с элементами экспертных систем и машинного обучения с подкреплением. В конечном итоге, задача состоит не в том, чтобы создать машину, играющую в шахматы, а в том, чтобы создать инструмент, позволяющий лучше понимать человеческий разум, проявляющийся в этой древней игре. И, конечно, помнить, что элегантный дизайн рождается из простоты и ясности, а не из бесконечной сложности.
Оригинал статьи: https://arxiv.org/pdf/2512.01880.pdf
Связаться с автором: https://www.linkedin.com/in/avetisyan/
Смотрите также:
- БИТКОИН ПРОГНОЗ. BTC криптовалюта
- ПРОГНОЗ ДОЛЛАРА К ШЕКЕЛЮ
- ЭФИРИУМ ПРОГНОЗ. ETH криптовалюта
- SOL ПРОГНОЗ. SOL криптовалюта
- STRK ПРОГНОЗ. STRK криптовалюта
- ZEC ПРОГНОЗ. ZEC криптовалюта
- OM ПРОГНОЗ. OM криптовалюта
- ДОГЕКОИН ПРОГНОЗ. DOGE криптовалюта
- TNSR ПРОГНОЗ. TNSR криптовалюта
- РИППЛ ПРОГНОЗ. XRP криптовалюта
2025-12-02 19:51